Избранные фрагменты из интервью с Евгением Свешниковым, которое состоялось накануне в прямом эфире радио Chess-News в ходе первого раунда турнира претендентов.
Е.СВЕШНИКОВ: Гельфанд – известный теоретик. Он, пожалуй, самый опытный из всех участников турнира претендентов. По возрасту ближе ко мне. Поэтому, может быть, я за него болею. Но не только поэтому. Игра Бориса в последние годы достаточно солидная, он все время улучшает результаты. Еще чем он мне нравится: он всю жизнь посвятил шахматам, и никаких, как говорится, отклонений от генеральной линии. Всегда был честен в этом отношении. И я надеюсь, что Каисса будет благосклонна к нему.
О партии Свидлер – Крамник:
1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3. Наконец-то принципиальный ход. 3.Nf3 – в этом случае не за те пункты борются белые. После хода 2…е6 нужно бороться за пункты е4 и d5. Этому я учу детей, и этому надо учить гроссмейстеров, раз большинство из них ходит 3.Nf3.
Е.СУРОВ: Евгений Эллинович, что же, по-вашему, новоиндийскую совсем нельзя играть?
Е.СВЕШНИКОВ: Нет, новоиндийскую можно играть – черными. А белыми-то зачем её играть? Уж если вы пошли 1.d4 Nf6 2.c4 e6, то следующий логичный ход, вытекающий из первых двух – 3.Nc3. Если вы его не делаете, то вам не на что рассчитывать. Как в ферзевом гамбите, так и в новоиндийской. А после 3.Nf3, как многие играют, преимущество становится значительно меньше. Не знаю, говорил ли вам об этом Эмиль Сутовский, но я вам скажу по секрету, что ход 3.Nc3 – намного сильнее. Более того, ход 1.d4 – уже неточный! Надо играть 1.е4.
Е.СУРОВ: Евгений Эллинович, все четыре партии первого тура в Лондоне начаты ходом 1.d4.
Е.СВЕШНИКОВ: Вот поэтому я и говорю: им есть еще над чем работать в области дебютов! А что вы смеетесь? Я говорю истину. И Крамник, по-моему, это понял, когда стал чемпионом мира. Он попытался играть 1.е4. Но не тут-то было. Чтобы освоить ход 1.е4, нужно очень и очень много поработать. У него не получилось. Более того, он даже с хода 1.d4 перешел на второстепенные пути – на каталонское начало. То есть не на игру по центру, а так, немножко сбоку.
Е.СУРОВ: В чате пишут: «Каспаров говорил, что в новоиндийской белые форсированно выигрывают во многих вариантах. Каспаров – чемпион мира, а Свешников – нет. Кому же из них верить?»
Е.СВЕШНИКОВ: Я вам скажу так: Каспаров – чемпион мира в практической игре. В вопросах дебюта я не думаю, что ему уступлю. Вот я вам это скажу честно и откровенно. Не думаю, что Каспаров сумеет со мной получить преимущество белыми в дебюте. По крайней мере, в свои лучшие годы он этого не демонстрировал. И когда мы с ним играли – тоже.
Есть математически точная игра, и есть практически точная игра. Как-то мне Борис Спасский сказал: «Я – шахматист лучшего хода». На что я его поправил: «Вы – шахматист практически лучшего хода». Как и все чемпионы мира. Все чемпионы были в поиске практически лучших ходов. А в шахматах есть еще другой вид искусства – поиск математически сильнейших ходов. Теоретики создавали математически сильнейшие ходы. И за ними уже следовали чемпионы мира. Гарри Кимович, безусловно, самый сильный шахматист, который был на планете на сегодняшний день. Я не знаю, может быть, сейчас ему мог бы Карлсен противостоять, но до Каспарова не было более сильного шахматиста.
Кстати, могу открыть секрет, почему я еще болею за Гельфанда, и пусть он на меня не обижается. Я сыграл 45 партий с чемпионами мира, и счет у меня «минус один». Но если Борис станет чемпионом мира, чего я ему от всей души желаю, то у меня счет сравняется!
Е.СУРОВ: Как вы выступаете сейчас в чемпионате Европы среди ветеранов?
Е.СВЕШНИКОВ: Пока без особого блеска: три выиграл, две ничьи. Сегодня играл с лидером. Он сыграл правильно – не допустил ошибку на третьем ходу, как чемпион мира Каспаров, а сыграл сильно. А именно: 1.е4 с5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5!, и сделал ничью с позиции силы. А вот Гарри Кимович играл ошибочно: 3.d4, после чего не получал преимущества в варианте с 4…е5. Вот это для тех, кто очень ценит игру Гарри Кимовича. Его игра, безусловно, блестяща – с практической точки зрения.