В Челябинске стартовал Мемориал Александра Панченко. Уже семь лет его нет с нами.
Впервые увидел Сашу в 1969 году, когда приехал учиться в Челябинск. Мне было девятнадцать, ему шестнадцать.
Не раз доводилось наблюдать за его партиями. Играл он напористо и конкретно. Соперники постоянно пребывали под жёстким давлением. Как-то на зональном турнире лихо разобрался на юношеской доске со своими ровесниками, молодыми талантами Яшей Коновалом из Оренбурга, будущим шахматным программистом, и Женей Калегиным из Уфы.
До поры до времени наши пути не пересекались. Я тренировал детей, а Саша - себя самого.
Вплотную сошлись лет через десяток, когда он стал гроссмейстером. Для многих это является стимулом начать карьеру профессионального игрока, а Саня, не особо раздумывая, переключился на тренерскую стезю. С подачи Веры Николаевны Тихомировой стал главным тренером одной из двух российских заочных школ. Второй руководил Женя Свешников.
С Игорем Курносовым
Не могу сказать, что наши отношения развивались в благостном русле. На уровне областной юношеской сборной случались споры и выяснения позиций по кандидатуре того или иного школяра.
Мой тренерский стаж позволял иметь собственное мнение по ряду принципиальных вопросов. Саня же на многое смотрел со своей гроссмейстерской колокольни. И будучи по натуре лидером, пытался оборотить меня «в свою веру». Но задавить авторитетом не получалось. Я был старше, да и профессиональные навыки, наработанные в спецклассах, играли не последнюю роль.
* * *
Вспоминаю его первый тренерский опыт...
Было это в январе 81-го в Кургане, на отборочных соревнованиях юношеской Спартакиады России. Позвонил директор ДЮСШ Вадим Станиславович Кибизов и сообщил, что отрядил нам в помощь новоиспечённого гросса. После победы летом 80-го года на международном турнире в Сочи Саше присвоили гроссмейстерское звание... и он радостно делился этим событием со всеми друзьями - праздновал напропалую.
К его приезду мы лидировали. Предстояло доигрывание отложенных партий на девичьих досках с командой Оренбургской области. Тренерами там были мои друзья Олег Карпешов и Андрей Авраменков, светлая ему память. Анализом отложенных партий обычно занимался я, но, понадеявшись на гроссмейстерский класс, решил довериться и не стал лезть в процесс.
Каково же было моё удивление, когда вместо законных полутора очков, на следующий день в нашем активе оказалась лишь одна половинка. Обычно критичные девчонки уж как-то очень легко поддались на сашины «уговоры», поверили на слово гроссмейстерскому авторитету и, не вдаваясь в детали, лихо сыграли по его анализу. Мои земляки и друзья-соперники, Андрей с Олегом, после доигрывания недоумённо разводили руками.
Пришлось вернуть руководство процессом в свои руки, а Сашу отправить «в ссылку», заниматься представительской работой в других командах. Иначе говоря, оттягивать внимание тренеров и представителей конкурирующих фирм на себя. С чем он прекрасно справился, сбив тем домашнюю подготовку, а заодно неоднократно (!) отпраздновав гроссмейстерское звание. К сожалению, «празднование» затянулось на долгие годы. Если бы знать, чем закончатся эти посиделки...
Впрочем, ошибается тот, кто думает, что Панчей можно было управлять. Самые важные решения в своей жизни он принимал сам. Но, думаю, тот первый тренерский опыт не прошёл для него даром.
Это позже в своей школе он поставит подготовку гроссмейстеров на поток. Очень жаль, что имея колоссальный потенциал и заложенное природой здоровье, Саша не использовал эти козыри в полной мере и так преждевременно покинул нас.
Если вернуться к Спартакиаде Сибири и Урала, то её мы выиграли с отрывом в девять с половиной очков… больше, чем на матч.
* * *
Ну, а в нынешнем турнире, посвящённом ЕГО памяти, собралось в общей сложности около 80 участников. Десять из них играют в круговике с нормой международного мастера.
Как сейчас принято выражаться, «автором идеи» и главным исполнителем стал президент ЧОФШ Максим Шушарин. С помощью неравнодушных лиц он собрал приличный состав игроков и организовал прямую трансляцию партий в интернете. Её можно увидеть
Результаты -