Во время Олимпиад, крупных фестивалей и опенов рядом с турнирным залом всегда устраиваются (устраивались) стенды, где можно было увидеть всякую шахматную всячину. Здесь же на стеллажах было разложено море книг, среди которых преобладали дебютные пособия, монографии и справочники.
К сожалению, очень многие из них подходили (и, увы, подходят) под определение, данное Тони Майлсом для одного из таких руководств. Рецензия англичанина состояла только из одного слова: Барахло!
При выборе дебютных справочников любителю шахмат и сегодня надо быть настороже. Особенно следует опасаться книг, в которых ничего не объясняется, а текст состоит в основном из букв латинского алфавита, цифр и бездушных значков. Запутавшись в вариантах, подвариантах и подподвариантах, не объясняющих, какой следует выбрать план, почему у белых немного лучше, на чем вообще базируется такая оценка, любитель только ужаснется предстоящей ему неподъемной работе.
Следует избегать также книг с броскими заглавиями типа «Как черные выигрывают в голландской защите» или «Атака Маршалла ведет к победе!»
Совсем недавно издательство New in Chess выпустило книгу с похожим названием.
Сам автор чистосердечно признает, что, начиная партию с второразрядных ходов, вы главным образом надеетесь на расставленные уже в дебюте ловушки. Но название книги было дано, без сомнения, издательством, а оно, как и все издательства, заинтересовано только в том, чтобы продать как можно больше экземпляров.
Встретить книгу, в которой доходчиво рассказывается о дебютных идеях и где можно обнаружить новые рекомендации, большая редкость. Но даже такие книги, увы, крайне недолговечны: ничто так быстро не устаревает, как дебютные пособия.
Представители старшего поколения наверняка помнят, как были популярны в старое время югославские «Информаторы».
Последние номера «Информаторов» были в багаже у каждого отправляющегося на турнир шахматиста, и автор тоже помнит, как перед поездкой на Олимпиаду на собрании команды говорилось – ты берешь номер 43-44, ты - 45-46 и т.д. Правда, «Информаторы», в отличие от теоретических книг New in Chess, делали упор не только на дебют. Фактически они представляли из себя отпечатанные на бумаге базы данных (пусть и неполные).
Четверть века назад в шахматном магазине в Гааге (уже не существующем) старые «Информаторы» принимались из расчета одного гульдена (50 евроцентов) за книжку, а в начале нового столетия их отказывались брать даже бесплатно.
Догадайтесь - что сделал пишущий эти строки во время последнего переезда со скопившимися у него «Информаторами»? Да чего уж там: аналогичной участи подверглись и дебютные книги New in Chess, главным редактором которых автор был долгие годы.
Догадались? Стыдно сказать, но, да, вы правы…
Замечательный турецкий писатель, нобелевский лауреат Орхан Памук периодически выкидывает книги из собственной библиотеки. Недавно он сказал: «Мы выкидываем книги, чтобы никто не узнал, что когда-то мы принимали всерьез такую ерунду». В еще большей степени это относится к шахматным книгам по дебюту.
Когда ГДР влилась в состав Федеративной республики, все книги, ставшие ненужными читателям, свалили в огромную яму и засыпали землей, образовав неподалеку от бывшей Берлинской стены немалых размеров курган.
Возрастные шахматисты (сильно возрастные) наверняка помнят еще дебютные справочники, издававшиеся и многократно переиздававшиеся в той же ГДР.
Не исключаю, что кое у кого эти монографии стоят на полках до сих пор. Дебютные рекомендации в них в лучшем случае устарели, но нередко просто не соответствуют действительности, предъявляемой безжалостной машиной в течение считанных секунд.
Понимаю, что выкинуть эти, никогда не снимавшиеся с полок книги, рука не поднимается, но что же с ними делать? Ведь рассчитывать на то, что они станут когда-нибудь библиографической редкостью и будут стоить столько же, как, к примеру, первое издание Бильгера (1843), тоже не приходится. И не только потому, что ждать надо будет долго, просто книги той гэ-дэ-эровской серии выпускались невиданными тиражами.
Или возьмите дебютную энциклопедию. Вспомните, когда вы в последний раз ее открывали? А ведь в свое время она была в большой фаворе, да и стоила немало.
Бросьте взгляд на полки, где стоят ваши шахматные книги и скажите честно: когда вы пользовались ими в последний раз? Вот то-то и оно.
Вы говорите, что книги каши не просят, что они могут еще пригодиться вашим детям и внукам? Ну-ну…