Бет Хармон появилась ещё раньше - её звали Алиса Селезнёва

Время публикации: 04.03.2021 18:17 | Последнее обновление: 04.03.2021 18:43

Девочка с феноменальными, нечеловеческими способностями, включая шахматные, появилась задолго до Бет Хармон. Причём "наша" героиня опередила американскую как в кинематографе, так и в литературе.

Алису Селезнёву придумал писатель-фантаст Кир Булычёв в 1960-х годах, а в 1984-м на киностудии имени Горького был снят 5-серийный телевизионный фильм (тогда не говорили "сериал") "Гостья из будущего", ставший любимым для многих, чьё детство пришлось на 80-е - 90-е годы прошлого века.

12-летняя Алиса, как известно, бегала быстрее, прыгала выше и дальше сверстников, знала "всего восемь языков", на английском шпарила так, что все обзавидовались.

А ещё - умела хорошо играть в шахматы. Сеанс одновременной игры с участием девочки был прописан в сценарии фильма, эпизод даже был, как говорят, отснят, но в итоговую версию картины не попал.

В YouTube можно найти видео - как выглядел бы такой сеанс.

В отличие от автора ролика, Виталий Дубогрей провёл нешуточный анализ на основе литературной версии режиссёрского сценария и книги Булычёва "Сто лет тому вперёд" и попытался воссоздать сеанс. Вот что из этого вышло:

В школу, где проходит действие фильма, приехал гроссмейстер для проведения сеанса одновременной игры со школьниками.


Скриншоты из фильмов "Семь криков в океане" и "Гостья из будущего" сделаны автором анализа Виталием Дубогреем

Да, играл гроссмейстера Раднэр Муратов, которого мы все помним как Василия Алибабаевича из "Джентльменов удачи". Все вырезанные фрагменты бесследно исчезли, поэтому для иллюстрирования эпизодов с гроссмейстером будут использованы кадры с Муратовым из другого фильма.

Все желающие (шахматисты и болельщики) собрались в актовом зале. Когда ребята расселись на места, выяснилось, что одно место свободно – участник заболел.

- Где Тимошкин? - спрашивает физрук.

Боря Мессесер предложил Алисе занять пустующее место: "По-английски шпарит лучше учителки, прыгает как олимпийская чемпионка, знает математику! Она супергерла! В шахматы ведь тоже может, наверное".

Алиса отказывается, но ребята её уговаривают. Решающим будет то, что участвовать будет Коля Сулима, с которым Алиса очень хочет поговорить.

- У нас будет играть Алиса, - говорит Сулима.
- Она и это умеет? - удивлён учитель физкультуры. - А я её планирую на лёгкую атлетику.
- Не стесняйся, девочка, - сказал гроссмейстер.
- Если что, я тебе помогу, - говорит Сулима.
- Спасибо, - отвечает Алиса.

В это время пираты сидят на дереве возле школы. Прильнули к своим биноклям и наблюдают за происходящим.

Гроссмейстер начал игру. Болельщики стоят за спинами самых сильных игроков. Больше всего их собралось у Коли Сулимы, который сидит возле Алисы.

Игроки потихоньку выбывают. В бинокль видно, как гроссмейстер делает ход.
Доска крупным планом. Лицо юного соперника.

- Неплохо, - говорит Крыс.
- Ты чего? - удивлён Весельчак.
- Сицилианская защита, - говорит Крыс.

Гроссмейстер снова делает ход.

- Таак, - говорит Крыс.

Юный партнёр делает ответный ход.

- Идиот! - кричит Крыс. - Самоубийца! Сейчас я слезу, сейчас я тебе покажу, как коней жертвовать!

Весельчак машет рукой, достаёт из кармана яблоко, жуёт.

Мила Руткевич сдаётся сама после того, как зевает ладью. К этому времени за столами остаются не более десятка игроков.

Сулима уже довольно долго обдумывает свой ход (гроссмейстер несколько раз проходит мимо). Алиса, периодически поглядывающая на его доску, не выдерживает и шепчет: "Конь эф шесть".

Болельщики одобряют ход. Но Сулима сердито отвечает: "Не подсказывайте!"

- Ну что, молодой человек? – спрашивает гроссмейстер.

Коля думает.

- Он хотел пойти конём на f6, - говорит Боря.
- Разумно! Может получиться очень интересно.

И Сулима, метнув в сторону Алисы уничтожающий взгляд, двигает коня.

Гроссмейстер, немного подумав, отступает королём.

Почти все зрители собрались у Колиной доски и не обращают внимание на других игроков. Никто даже не обратил внимания, как долго думал гроссмейстер у доски Алисы, а затем, произнеся "Нет, этой жертвы я не приму", сделал ход, отошёл, но вернулся, ещё раз оглядел позицию и покачал головой.

А у Колиной доски кипит уже коллективная работа. Болельщики наперебой дают советы. Только и слышен шёпот: "Ферзём!" "Слоном!" "Ладью, ладью двигай!"

Коля растерялся. Он взглянул на Алису и та одними губами произнесла: "Пешка аш четыре".

И когда Коля делает этот ход, гроссмейстер обрадованно произносит: "Молодец! Этого хода я и боялся!". Но тут же, двинув фигуру, говорит: "Шах!"

И возвращается к Алисе. У него остались только три соперника, и ситуация на доске Алисы ему явно не нравится.

Физрук, оценивший позицию, шепчет Юльке: "Если ты патриот, Грибкова, ты добьёшься, чтобы она осталась в нашей школе"."Я сама мечтаю об этом", - отвечает Юлька.

Сулима никак не может решиться на очередной ход. "Сдаваться?" - спрашивает он Алису. "Ты с ума сошёл! У тебя ничья, вечным шахом", - слышит в ответ.

Гроссмейстер, поставивший мат десятикласснику, возвращается к Коле.

- Ну как?
- Я ещё подумаю.
- Ну думайте, думайте, - и переходит к Алисе.
- Мда, это мне урок за самоуверенность, – увидев её ход, произносит он. – Что ж, спасибо. Сдаюсь.

Жмёт Алисе руку.

- Вам спасибо, на вашем месте я из тридцати партий проиграла бы десять – тяжело в голове держать столько позиций.

- А я держал в голове всего четыре. Остальные опасений не вызывали. ... Спасибо за утешение, - говорит гроссмейстер. - Ты занималась теорией?
- Как математической моделью. Поведенческой.
- Любопытно. Поговорим как-нибудь. Возьми мою карточку. Позвони. Я буду рад.
- Хорошо, - говорит Алиса. - Если я здесь задержусь, обязательно позвоню.

Никто, кроме физрука и Юльки не замечает победы Алисы – все столпились над Сулимой.

Коля никак не решается, куда ему отвести короля. Когда же он всё же делает ход, гроссмейстер, двигая ферзя, вновь объявляет: "Шах!"

- Ешь королеву, - шепчет Герасимов.
- Не "ешь королеву", а возьми ферзя, - поправляет его Мила.

Коля в отчаянии смотрит на место Алисы. Алисы нет.

- Да не бойся! - говорит гроссмейстер. - Бей.
- Бей! - кричат все.
- Ну что же! - гроссмейстер делает ход за Колю. - Видишь?
- Вечный шах.
- Ничья! - кричат зрители. - Ничья с гроссмейстером!
- Сулима вничью с гроссмейстером сыграл!
- Разрешите от вашего и нашего общего имени поблагодарить гроссмейстера Сергея Степановича за то, что он не пожалел времени и приехал к нам... - Он пережидает аплодисменты. - Общий счёт сеанса - 28:1.5 в пользу гроссмейстера.
- А что, кто-то ещё вничью сыграл? – спрашивает Руткевич. – Это не ошибка?

- Никакой ошибки, - улыбается гроссмейстер. – Некоторые из ребят были настоящими бойцами. И если бы мой последний соперник меньше слушал советы болельщиков, он мог бы сыграть не вничью, а выиграть у меня, как и та девочка…

- Какая девочка? – спросила Мила.
- Алиса! – не выдержала Юлька. – Она выиграла у гроссмейстера!
- Я же сказал, что она супергерла! – воскликнул Боря Мессерер.

* * *

Кстати, космические пираты охотились за Алисой, чтобы завладеть устройством, о котором мог бы мечтать любой шахматист - миелофон, читающий мысли другого человека.

До 2084 года, из которого на машине времени переместилась Алиса, осталось совсем немного. Перед тем как вернуться назад в будущее, девочка рассказала, что нас в нём ждёт.

Сама же Алиса Селезнёва прекрасно себя чувствует, как и сыгравшая её Наталья Гусева. Правда, кинематографическая судьба Гусевой не сложилась - вслед за "Гостьей из будущего" она снялась ещё в трёх, совсем незаметных картинах, после чего оставила актёрскую карьеру: окончив школу, поступила в Московский государственный университет тонких химических технологий и дальше уже проявляла себя в биохимии.

Вряд ли что-то подобное грозит Ани Тейлор-Джой, чей звёздный час настал, когда ей исполнилось 24. Скорей всего, мы ещё увидим её в роли Бет Хармон, во втором сезоне нашумевшего сериала.


  


Комментарии

Саша Серов когда-то написал

Саша Серов когда-то написал об очень важном: каждый человек один раз в жизни обязательно встречается с настоящим Богом.

"Ирония судьбы, мы встретились однажды,
Песчаный берег был пустынен и высок,
Мы долго рядом шли, испытывая жажду,
Но не было воды, но не было воды -
кругом один песок.

Ирония судьбы, нам солнце улыбалось,
И в тоже время жгло лучом наискосок,
А мы искали тень, но нам не удавалось
Найти хоть деревцо, найти хоть деревцо - кругом один песок.

Ирония судьбы, мы шли с тобою вместе,
От счастья находясь почти на волосок,
Мы жгли свои костры и в них сгорали песни, куда ни оглянись, куда ни оглянись - кругом один песок.

Между нами пустыня,
Очень грустный пейзаж,
Как в суровые зимы
От него сердце стынет,
Наша встреча - мираж.
Горьким взглядом окинем
Путь придуманный наш,
Между нами пустыня,
Наше счастье - мираж."

Г-н Часопис, этот текст

Г-н Часопис, этот текст написал не Серов, а Глызин. По сути, обычная эпическая вещь, когда "лирический герой" (помните такого из школьной программы?) художественно обыгрывает свойства песка, как выжженной пустыни любви (можно детства, прожитой жизни, и тп). Никакой ценности, к сожалению, такая поэзия не имеет, как и любая простецкая вещь прямого действия. Однако, этот вариант все же лучше многочисленных подражаний Есенину, безусловно, тупиковой ветви для любого поэта. Впрочем, как песенный эстрадный текст - вполне допустимо, подобного "глубокомыслия", по-моему, много, хотя я все это не смотрю и не слушаю.
Вы тут как-то процитировали "Во всем мне хочется дойти до самой сути.." Б. Пастернака. Это и есть подлинная поэзия, когда в стихах гудит осмысление мира, выявляются самые его болевые точки. Когда читая подобное, возвышаемся над суетой и обыденностью.
Честно говоря - рад за вас. Несмотря на пенсионный возраст, у вас впереди есть еще что почитать. Если разрешаете, то советую "Быть знаменитым некрасиво..",  такое приходит в голову только на жизненном финише. Или "Ещё кругом ночная мгла.." - поэзия необычайной музыкальности, совершенной рифмы. Это когда при чтении возникают как зрительные, так и звуковые ассоциации, и все на стержне высшей духовности. На мой взгляд, это самое лучшее произведение Б. Пастернака.
Когда-то (примерно 1970) читал запрещенного тогда "Доктора Живаго" и совершенно бегло прочел стихи Юрия Живаго в самом конце романа. Совсем не отметил в памяти. Однако, с накоплением некоей житейской мудрости все-таки оценил "В московские особняки врывается весна нахрапом.." - на "Дожде" эту вещь превосходно читает Анатолий Белый. "Мело, мело по всей земле, во все пределы.." - это о том, как сквозь тьму сталинщины где-то горела одинокая свеча надежды. "Гул затих, я вышел на подмостки" -  впрочем, прочтите сами хотя бы то, что посоветовал сейчас. Всего доброго.

Извините, конечно, но Глызин

Извините, конечно, но Глызин текстов песен не пишет. Серов, разумеется, тоже. Авторы той песни - В.Добрынин (муз.), М.Рябинин (сл.).

Евгений! Тогда уж не Михаил

Евгений!
Тогда уж не Михаил Рябинин, а тот, кто скрывался под этим псевдонимом (слава тебе, Страна Советов, за твоё равенство всех народов!) - Михаил Иосифович Меерович (1931-1995).

Тогда уж не Вячеслав

Тогда уж не Вячеслав Добрынин, а - здесь фамилией не могу порадовать - Антонов (по матери).

Но по отцу фамилия очень даже

Но по отцу фамилия очень даже шахматная.

Ув главред, спасибо за

Ув главред, спасибо за поправку. Посмотрите эти сайты:
https://blatata.com/pesni/2902-aleksandr-serov-pustynja.html
https://www.diary.ru/~Amberqueen/p201265600.htm
http://bestsongs.com.ua/song114271_aleksandr-serov_pustynya.html
https://glyr.io/en/lyrics/aleksej-glyzin-mirazh
Тут и Глызин и Серов, хотя, как вы правильно заметили, за написанием текстов эта пара замечена не была. Или я не так прочитал? В одном из сайтов - слова М.Рябинина, но в его биографии (Википедия) этого текста нет.
Давайте будем считать - слова и музыка народные.

да, действительно слова стали

да, действительно слова стали народные, потому что авторы, сами того не осознавая, смысл в эти слова заложили сакральный: миллионы людей переживают этот катарсис: мы долго рядом шли, испытывая жажду, но не было воды, но не было воды, кругом один песок. так иногда бывает, когда истина сама пробивается из подсознания наружу. всем прокомментировашим этот пост благодарность за любовь! :)

Анна Ахматова Двадцать

Анна Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.
Январь 1917, Петербург

Наталья Гусева (позднее

Наталья Гусева (позднее Мурашкевич) не раз подчёркивала, что "кинематографическую судьбу" не "складывала" сознательно, её слишком напугал и шокировал успех "Алисы". Мы ровесники, и в 12-13 лет я был в неё влюблён, как и все мальчишки нашего класса, независимо от национальности и будущей судьбы, о которой мы тогда не знали. Но "вроде бы" очевидную аналогию с Бет Хармон осознал только сейчас, по прочтении статьи, как и нередко, в точку, спасибо, CN!

музыка и душа даны Богом и

музыка и душа даны Богом и они неразрывны! тот музыкальный, да и интеллектуальный мусор, который специально впихивается в сознание людей, мусором и останется.
стремилась ввысь душа твоя,
родишься вновь с мечтою!
но если жил ты, как свинья,
останешься свиньёю. :):)

Смотрите также...