«Если телевидение не идет к шахматам, то шахматы идут к телевидению!» - вот девиз, под которым усилиями Эльмиры Мирзоевой в самом сердце крупнейшего в Европе теле- и радиовещательного комплекса «Останкино» появился необычный шахматный островок.
Казалось бы, безнадежная затея. Ну разве найдутся единомышленники, которые поддержат идею создания клуба? А помещение? Да там же каждый квадратный метр – полезная площадь!
Но прав был Ален, пессимизм – настроение, оптимизм – воля. В ситуации, когда большинство людей опустило бы руки, шахматисты-останкинцы мобилизовались и довели свою идею до конца. С тех пор их 64-клеточный остров не раз давал повод коллегам по цеху заглянуть «на огонек» за сюжетом: здесь проходят многочисленные товарищеские (и не только) матчи,
сеансы одновременной игры, лекции и, конечно же, турниры. В одном из них, женском предновогоднем турнире на Кубок «Останкино», посчастливилось принять участие и автору этих строк. Десять шахматисток, которым предстояло сыграть по круговой системе в трехминутный блиц с двухсекундным добавлением, первым делом с удовольствием согласились выпить по чашечке чая с печеньем и конфетами.
Долгий путь через разыгравшийся морозный снегопад приятно сменился на тепло клуба, чая и дружеских бесед.
Вдоволь отогревшись, участницы выказали готовность к жеребьевке.
Первый номер с легкостью извлекла Тамара Миногина. Но наш маленький турнирный эксперимент показал, что самым счастливым был номер девять.
С самых первых туров лидерство захватила хозяйка клуба – Эльмира Мирзовева. Начиная с четвертого раунда и до заключительного, главный судья турнира,
сообщая промежуточные итоги, неизменно первой озвучивал одну и ту же фамилию.
Ключевыми с турнирной точки зрения оказались встречи гроссмейстера-телеведущей с Ольгой Гирей,
Екатериной Ковалевской, Тамарой Миногиной и Евгенией Часовниковой. Поскольку все испытания Эльмире удалось пройти без осечек, вопрос о первом месте отпал. Началась борьба за второе и третье. В нее с готовностью включилась оставшаяся четверка «испытательниц».
В этой гонке преследования не оказалось равных Гире. Выигрывая партию за партией, победительница Кубка России по рапиду успевала следить и за игрой других.
«Ну что же вы не шаханули?!»- с шуточным укором обращается Оля к Тамаре Миногиной после окончания ее партии с Екатериной Ковалевской.
«Все равно поборюсь», - подумала Тамара и обогнала Екатерину на финише.
Впрочем, очередность мест не сильно влияла на настроение участниц.
Тем более, что призы-сувениры от телецентра получили все без исключения.
Призеры же отправились домой еще и с фирменными дипломами.
А «Кубок Останкино»… остался дома – в «Останкино»!
* * *
Е.КЛИМЕЦ: Эльмира, от лица всех читателей Chess-News поздравляю Вас с победой.
Э.МИРЗОЕВА: Спасибо!
Е.КЛИМЕЦ: В предыдущем кубке тоже победили?
Э.МИРЗОЕВА: Да, летом этого года у нас прошел первый «Кубок ТТЦ Останкино», который собрал достаточно сильный состав: Мария Манакова (которая, к сожалению, не смогла принять участие в этот раз), Галина Струтинская и другие. Интересный состав. Но все же Второй кубок получился, на мой взгляд, более сильным. Поэтому вдвойне радостно, что удалось победить. Это, наверное, как раз тот случай, когда и стены помогают.
Е.КЛИМЕЦ: Эльмира, вот Вы как считаете, насколько совместимы шахматы и телевидение? Какой формат шахмат на телевидении мог бы быть интересен зрителю?
Э.МИРЗОЕВА: Что касается первой части вопроса, то главное, что можно сказать: шахматы и телевидение совместимы. И это факт. Я сама была автором нескольких шахматных программ на телеканале «Спорт»: «Шах или мат», «Шахматы в Альпах». Это информационно-аналитические передачи по итогам определенного события. Что же касается именно потребительского отношения, то есть программы, которая регулярно выходит в эфир, то это может быть программа, связанная с быстрыми шахматами, трансляцией партий. Я, конечно, не говорю, что нам, как футболу, дадут 90 минут эфира, как в премьер-лиге это происходит. Но если, допустим, взять быстрые шахматы, взять всякие детальки и красиво это все обставить, то, на мой взгляд, шахматы вполне могут существовать на телевидении и это прибавит им больше очков в коммерческой стоимости.
Е.КЛИМЕЦ: То есть турнир уровня и формата, скажем, чемпионата мира по блицу, мог бы быть интересен?
Э.МИРЗОЕВА: Может быть интересен. И может быть представлен в формате трансляции на телевидении. Я сама как-то прописывала график такого плана трансляции, и хочу обратить внимание на то, что здесь очень важно учитывать, какое огромное количество людей задействовано при ее проведении. Человек, он же зритель и потребитель, получает финальную картинку, не видя, что на самом деле за этим стоят режиссеры, операторы трансляций, ассистенты, звукорежиссеры и, главное, координатор трансляции. Так сложилось, что я однажды попробовала себя в роли координатора трансляции, правда не в шахматной тематике, и я понимаю, насколько это сложно. Но, с другой стороны, я понимаю и то, что в случае шахмат это вполне выполнимо и интересно. Тот же блиц… хотя все же лучше рапид по 10-15 минут, ибо в блице в определенный момент начнут летать фигуры, а это с телевизионной точки зрения будет выглядеть несколько странно. Но можно было бы красиво сделать. Подогнать под телевизионный формат. Ведь известны случаи, к примеру, в волейболе – олимпийском виде спорта, – когда в сами правила игры, в ее «Конституцию», были внесены изменения только для того, чтобы подогнать под телевизионный формат. Команды стали играть короче, розыгрыши стали короче, сеты. Я думаю, что шахматы тоже могут ради телевидения на это пойти.
Е.КЛИМЕЦ: Возможно, до Вас доходил слух, связанный с появившейся в Википедии статьей о новом канале «Шахматы», который, якобы, вот-вот должен начать свое ежедневное 9-часовое вещание, с многочисленными шахматными телепередачами и трансляциями. Однако потом все затихло, и оказалось, что это была просто «утка», кем-то умело запущенная. Как считаете, насколько жизнеспособен был бы такой канал? Смог бы он убедить современных интернет-зрителей и читателей пересесть за экран телевизора?
Э.МИРЗОЕВА: На самом деле, мое личное мнение, что целый канал, посвященный шахматам, это все-таки перебор. Потому что это реально скучно с точки зрения телевидения. Вы представляете, 8-9 часов в день о шахматах. Это ж как их надо любить, чтобы посвятить этому столько времени. В моем понимании нужно просто делать программы телевизионного формата и транслировать. А что касается той «утки», то действительно, и до меня она доходила, и еще тогда я подумала, что 9 часов в день – это все-таки перебор…
Е.КЛИМЕЦ: А Ваш шахматный клуб? В телевизионном центре… Что можете о нем сказать?
Э.МИРЗОЕВА: Главное, что мне хотелось бы сказать о клубе, и что будет как раз продолжением выбранной темы – очень здорово, что нам удалось осуществить некий прорыв и открыть шахматный клуб в самом телевизионно-техническом центре «Останкино». Это как раз из разряда «если телевидение не идет к шахматам, то шахматы идут к телевидению». То есть теперь частенько наши коллеги спускаются с соседних этажей, чтобы заснять проходящие у нас мероприятия. Еще один важный момент – в нашем клубе задействованы сами работники телецентра: операторы, корреспонденты, монтажеры. Они приходят сюда по три раза в неделю после работы, играют. И сегодня вы наверняка видели, как они заходили следить за турниром. Всем нравится, поэтому мы стараемся периодически устраивать мастер-классы: совсем недавно у нас побывал Андрей Девяткин, сеанс одновременной игры давал Александр Морозевич, вице-чемпионка мира Екатерина Ковалевская, может, нас посетит, если будет такая возможность. Будем надеяться, расти, развиваться.
Е.КЛИМЕЦ: А мы пожелаем Вам удачи в этом деле! И – новых шахматных успехов.
Э.МИРЗОЕВА: Спасибо!