У меня есть дом, только нет ключей,
У меня есть солнце, но оно среди туч,
Есть голова, только нет плечей,
Но я вижу, как тучи режут солнечный луч...
Одно из моих любимых мест в Праге - огромная зеленая территория "Петршина", гулять по которой можно бесконечно.
Здесь при желании можно найти симпатичные виды на город.
На вершине комплекса (самое высокое место в Праге) - красивейший сад.
На вопрос, где бы он хотел оказаться после смерти - в раю или аду, - Вольтер ответил: "В раю лучше климат; в аду - компания". Гуляя по этому саду, я каждый раз думаю о том, что достойную меня компанию встретить еще успею, а вот за "климатом" далеко ходить не надо - он есть прямо здесь и сейчас.
Чем, в частности, замечательна Прага - тем, что куда ни поверни - везде будет хорошо. Невозможно в этом городе найти тупик, неприглядный квартал, не обустроенную с комфортом для обычного человека территорию. Гулять по Праге никогда не надоедает. Фотографировать её - тоже.
И вот, который год здесь летом проводится фестиваль Cez Chess Trophy, главным событием которого становятся матчи с участием сильнейшего чешского гроссмейстера. Соперниками Давида Навары в разное время становились Анатолий Карпов, Владимир Крамник, Виктор Корчной, Василий Иванчук, Найджел Шорт, Юдит Полгар, Алексей Широв, Борис Гельфанд, Сергей Мовсесян... А теперь - Петр Свидлер. Неплохая компания, не правда ли?
В ходе открытия на мониторах демонстрировалось множество фотографий из истории фестиваля. Каждый из вас обнаружит для себя знакомые лица. Скажу лишь, что на предпоследнем фото с Виктором Корчным играет Павел Матоха. Его не грех не узнать: нынче организатор фестиваля выглядит иначе.
Игра на сей раз проходит здесь же, в заведении под названием "Malostranska beseda". Вы видите, что пока Навара думает над своим ходом, Свидлер сидит в первом ряду зрительного зала. Но чаще он прохаживается. Проблема, однако, в том, что пространства для прогулок здесь не так много.
Кислорода - еще меньше. В чешской столице в эти дни стоит жаркая погода, а прохладе в зале браться неоткуда. В первый игровой день попробовали играть с открытыми окнами.
Я поинтересовался, не мешают ли игрокам звоны трамваев, моторы мотоциклов и прочий шум, неизбежный из-за того, что окна выходят прямо на оживленную Малостранскую площадь. Оказалось, что в сравнении с духотой любые другие неудобства не имеют никакого значения.
C другой стороны зала - выход в бар. Есть ряд шахматистов, которым такое соседство может быть противопоказано. Но здесь и сейчас - не тот случай.
Житель Праги Сергей Мовсесян зашел посмотреть на партию, но обосновался в наиболее, как ему показалось, проветриваемом уголке.
На вторую партию закрыли окна и включили вентилятор. Говорят, стало лучше.
В зрительном зале еще один Свидлер - десятилетний Даня. Гроссмейстер приехал в Прагу с семьей. Жена Ольга и двое сыновей ежедневно ожидают окончания шахматных баталий. Как видите, зря время не теряют.
Ольга продемонстрировала еще одну пражскую работу юного художника.
А сам герой - окончательный вариант "Партии номер два".
По окончании удачной для Петра партии ваш корреспондент имел неосторожность поинтересоваться, в курсе ли он, что сегодня исполнилось пятьдесят лет со дня рождения его знаменитого земляка. В век, когда информация расходится в секунды, засомневаться в наличии у Свидлера такой информации было профессиональным преступлением.
Виктор Цой до этого века, увы, не дожил.